Версия для слабовидящих
 

Сегодня дети, завтра народ

27 апреля 2018 г.
Сегодня дети, завтра народ 

День местного самоуправления россияне отмечают 21 апреля. Указ об его учреждении Президент России Владимир Путин подписал 10 июня 2012 года. Дата выбрана не случайно: 21 апреля (по старому стилю) 1785 года императрицей Екатериной II была утверждена «Жалованная грамота городам». Именно она положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

19 апреля в Северо-Енисейской школе№1 прошел урок,  посвященный этой дате. Тема урока звучала не совсем обычно «Молодежный парламент: за или против?» На уроке  присутствовали: и.о.руководителя РУО  Каминская П.А., директор школы Латышева С.Г., представители депутатского корпуса Е.В.Ярушина,  Мельникова Л.В., юрист Администрации Северо-Енисейского района Брюханова С.В., учителя.


Преподаватель истории Николова А.С.пояснила, что два года назад ученики 9-10 классов начали работать над созданием проекта «Стратегия развития местного самоуправления в Северо-Енисейском районе», с которым учащиеся первой школы в 2018-2019 учебном году примут участие во Всероссийском конкурсе лучших уроков, посвященных местному самоуправлению. Составной частью проекта стал урок в 2017 г«Школьные инициативы по исследованию состояния самоуправления разного уровня в Северо-Енисейском районе». Исследования прошлого года подвели ребят к рассмотрению темы «Молодежный парламент: за и против» На уроке присутствующие работали в четырех командах: «Социологи» (9-10 классы), «Политологи» (9 «А» класс), «Аналитики» ( 10 «А» и «Б» классы), Жюри (9-10 классы). Для более активного вовлечения подростков в работу группы было проведено распределение ролевых позиций: руководитель группы, генератор идей, критик, докладчик, фиксатор идей, держатель позиций. Каждый ребенок мог исполнять в группе несколько ролей сразу.Помимо деления групп по профессиональному принципу каждая команда выбрала себе девиз. Например, девизом работы команд социологов , политологов, аналитиков (группа утверждения) стали слова : «Знать, чтобы побеждать», «Активность и инициативность!», «Доберемся до истины». Лучшим жюри признало девиз аналитиков (группа отрицания): «Мы команда «Аналитики», но на самом деле критики, правды не боимся, к истине стремимся!»Алгоритм работы в группах: социологи – опираясь на иерархическую таблицу А.Маслоу, провели анализ потребностей молодежи Северо-Енисейского района; политологи-создали образец депутата молодежного парламента с набором определенных качеств; аналитики -узнали историю появления молодежного парламентаризма, провели анализ работы его органов в мире, России, Северо-Енисейском районе; жюри-выработало критерии оценивания.  Полина Жиракова интересно сформулировала цель урока: поощрять и развивать школьные инициативы по исследованию состояния молодежного парламентаризма в Северо-Енисейском районе.Дима Никонов, ученик 9 «В» класса рассказал ребятам о том, что в 1993 году Конституцией России было провозглашено местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя государства. А в марте 1998 года состоялась ратификация Россией Европейской хартии местного самоуправления. И, конечно же, важным было принятие 6 октября 2003 года федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Подготовка к уроку помогла ему глубжеобъективнее взглянуть на жизнь районаосознатьчто у нас создана уникальная система управления - «единое муниципальное образование», которая доказала свою эффективность за много лет существования».Анастасия Семизорова напомнила присутствующим о функциях местного самоуправления, а о его пользе для общества рассказала учащимся Ксения Яковенко.  ярким моментом стало выступление от групп.Необычное задание получила команда социологов – опираясь на иерархическую таблицу потребностей А.Маслоу, они провели анализ потребностей молодежи Северо-Енисейского района и построили «Дом инициативной молодежи».Блестяще выступили Фахрутдинова Арина,Семизорова Анастасия, Мельникова Юлия. Члены команды пришли к выводу,что в районе созданы прекрасные возможности для обеспечения потребностей молодежи в самых разных сферах жизни, но для возможности реализовать себя в социально-политической сфере, ребятам нужен Молодежный парламент и возможностьучаствовать в молодежных передачах по телевидению и в газете.Выступление команды «Аналитики» прошло в форме дебатов между группами утверждения и отрицания. Научностью и четкостью выделялись выступления Гречкиной Валерии, Копоненко Никиты, Майоровой Валерии- членов группы утверждения. Гречкина Валерия, командир группырассказала об истории появления молодежного парламентаризма, целях и задачах работы его органов, провела анализ работы его органов в России, Северо-Енисейском районе; акцентировала внимание присутствующих на то, что молодежный парламент – это элемент гражданского общества, реализующий участие молодежи в общественно-политической деятельности. Ребята узнали, что в Северо-Енисейском районе Молодежный парламент заработал с 20 декабря 2011 года. Работа актива молодежи в таком формате утратила актуальность в связи с созданием в районе молодежной организации «Союз молодежи» и охватом молодежи деятельностью созданного муниципального учреждения «Молодежный центр». Майорова Валерия провела анализ работы молодежного парламента в Европе, привела интересные примеры решения острых молодежных проблем при помощи органов молодежного парламентаризма. Члены команды считают, что в районе работают органы молодежного парламентаризма, которым нужно помогать быть активнее, больше проявлять самим разные инициативы, способствовать дальнейшему их развитию.Логичностью и эмоциональностью отличались выступления и контраргументы Гарлеман Марины, Малышевой Елены, Ходановой Анны- членов группы отрицания. Марина, командир группы, высказала точку зрения, что молодежный парламент в районе не нужен. Школьников, не имеющих достаточного образования, опыта, никто из депутатов все равно слушать всерьез не будет, все решения будут принимать взрослые. Ребята считают, пусть остается все как есть с органами молодежного парламентаризма, но необходимо активизировать работу «Союза молодежи» и молодежного центра.  По итогам опросов ребята пришли к выводу, что у «Союза молодежи» нет достаточной популярности в районе, молодежь мало о нем и его руководителях знает. Получается, что значимые акции, которые числятся в активе «Союза молодежи», с ребятами проводят в основном только учителя. Мероприятия молодежного центра не интересны активным, сильным в учебе, креативно мыслящим подросткам. Предложено пересмотреть программу центра, самим больше проявлять инициативу.Интересным было выступление членов команды «Политологи». Сначала докладчики – Голубева Алёна, Козырева Светлана представилираспределение ролевых позиций: командир – Ахметов Егор; генераторы идей – Бобронников Иван, Горина Олеся; критик – Кашлей Александр;держатель позиций – Лебедев Максим. Затем ребята представили «10 качеств лидера», которыми, по их мнению, должен обладать депутатМолодежного парламента: уметь слушать и слышать; быть ответственным; оставаться надежным; быть для людей опорой; быть образованным; уметь высказываться и др.Команда приготовило сюрприз присутствующим. Посовещавшись, ребята выделили 5 учащихся 9-11 классов школы, могущих стать лидерами. Это-Мельникова Юлия, Синичкин Алексей, Ходанова Анна, Копаненко Никита, Афанасьев Владислав. Голубева Алёна заметила: «Мы подметили, что в них присутствуют хоть и не все, но большая часть вышеприведенных качеств».В конце урока была проведена рефлексия. Все команды справились с заданием и высоко оценили свою работу. Продуманными, серьезными были решения членов жюри, учащихся 9-10 классов Малышевой Анны, Екимова Антона, Трушниковой Валерии, Ковтун Екатерины, депутата Ярушиной Е.В.,которую ребята пригласили в жюри. Все команды получили самые высокие баллы.Такие тематические уроки несут в себе большой воспитательный потенциал, они очень важны в жизни подростка. Главное, чтобы они были интересны, необычны по замыслу, проходили в игровой или дискуссионной форме. Нам это удалось.Николова А.С., Заслуженный учитель Красноярского края,учитель истории средней школы №1руководитель РМО учителей образовательной области «Обществознание»