Версия для слабовидящих
 

Для первоклассников

Первый раз в первый класс. Как помочь первокласснику.  

В жизни вашего ребенка и всей вашей семьи наступил очень важный период – начало школьного обучения. Вероятнее всего, вы уже давно задумывались о будущей школьной жизни ребенка, старались подготовить его к школе, рассказывали ребенку о школе. И вот этот ответственный момент наступил. Начались школьные будни, а вместе с ними – процесс приспособления ребенка и всей семьи к новой жизни.

В момент поступления в школу ребенок переходит в другую социальную категорию, становится школьником, учеником. Для него этот переход связан с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений.

Интенсивность новых событий для первоклассника в этот период необыкновенно высока: ребенку необходимо каждый день приходить в новое для него место и оставаться без родителей среди новых людей, нужно освоить целую систему правил поведения, которые соответствуют роли ученика, научиться вслушиваться в слова учителя, когда он обращается ко всему классу, а не к нему персонально, необходимо приспособиться к одноклассникам. И самое главное – необходимо усваивать программу обучения.

В этот период формируется индивидуальный стиль учебной деятельности вашего ребенка, стиль поведения в классе, подготовки домашних заданий. Все это происходит очень быстро, одни события накладываются на другие, и не всегда взрослые, как учителя, так и родители, замечают сразу возникающие у ребенка затруднения. Однако возникающие затруднения сразу же влияют на дальнейший процесс приспособления к школьной жизни. Без своевременной помощи даже небольшая, на первый взгляд, проблема разрастается, как снежный ком.

Большое значение для успешного вхождения в школьную жизнь имеет своевременная поддержка ребенка, когда взрослые стараются предотвратить серьезные проблемы, помогая формировать у ребенка новые стереотипы поведения, стиль учебной деятельности, позволяющие достигать желаемого успеха.

 

Существует взаимосвязь успешности адаптации ребенка и его готовности к школе: чем выше готовность, тем легче приспособиться к началу школьного обучения. Адаптационный синдром или школьный стресс может проявляться по-разному: ·    в виде сильной усталости, истощения, иногда сопровождающийся плаксивостью, головной болью; ·    сон может ухудшиться, стать более беспокойным, с трудностями засыпания и пробуждения, ·    могут возникнуть выраженные изменения аппетита, как в сторону снижения, так и повышения; ·    изменения могут сказываться преимущественно в виде эмоциональных сдвигов (ребенок становится раздражительным, обидчивым, находится в состоянии постоянной тревоги, испытывает страх не успеть, сделать что-то не так); ·    могут проявляться в виде перевозбуждения, двигательной гиперактивности, беготни на перемене, нарушении дисциплины на уроке, трудностях засыпания; ·    адаптационный синдром может проявляться в виде негативизма (ребенок капризничает, отказывается выполнять требования взрослых, проявляет агрессию в отношениях со сверстниками). Взрослые, чаще всего, не понимают серьезности проблемы адаптации для детей. В капризах ребенка они видят в первую очередь проявление его невоспитанности или распущенности. Родители могут получить рекомендации «быть строже», педагоги пытаются «поставить на место» ребенка, который нарушает правила поведения. Подобные действия взрослых усиливают стрессовое давление на ребенка и, как правило, не дают результата, а могут даже способствовать усилению имеющихся проблем. В результате упускается время, благоприятное для коррекции, процесс адаптации затягивается, происходит дополнительное отягощение: у некоторых детей формируется позиция неуспешного ученика, они теряют желание учиться, снижается самооценка ребенка, у части детей утомление нарастает и в дальнейшем может возникнуть стойкое нарушение социального функционирования, ухудшается здоровье. У детей, реагирующих по типу негативизма, возможно формирование непродуктивных и разрушительных поведенческих стереотипов, нарушение в сфере общения со сверстниками и, как следствие, также формирование выраженных форм нарушений нервно-психического здоровья. Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями периода адаптации к школе, необходимо помнить: ·    У каждого ребенка есть свои сильные стороны и свои «зоны уязвимости», поэтому у каждого есть как ресурсы приспособления, адаптации, так и риски возникновения проблем при соприкосновении с конкретной ситуацией. ·    В первый класс школы приходит учиться не сам по себе ребенок, но вся его семья – его группа поддержки. От того, насколько семья сможет понять специфику адаптационной ситуации своего ребенка, насколько помощь будет своевременной и соответствующей потребностям ребенка и ситуации, зависит эффективность этой помощи. ·    Для детей этого возраста родители являются авторитетом, но и первый учитель становится также авторитетной фигурой в жизни ребенка. Поэтому на первом этапе особенно важны согласованные действия учителя и представителей семьи. ·    Семья и ее воздействие первичны по отношению к ребенку. Особенности семейной системы воспитания заключаются в ее всеобъемлющем целостном влиянии. Адаптация к школе как бы является проверкой эффективности предшествующего дошкольного периода детства, сложившейся системы взаимодействия в команде «ребенок – родители». Школьное обучение в первом классе может выявлять проблемные зоны команды, но влияние семейной ситуации на данном этапе больше, чем школьной. Поэтому большое значение приобретает поддержка родителей, правильно организованная, и взаимодействие с учителем. ·    Первые признаки проблем в процессе адаптации могут казаться взрослым незначительными и поэтому упускаться из виду. Внимание привлекают выраженные проблемы, а в это время некоторые неправильные действия или реакции становятся привычными и исправляются с большим трудом.

 

В заключение еще раз обращаем ваше внимание на то, что события в жизни первоклассника развиваются стремительно, не ждите, когда выраженность проблем будет уже бросаться в глаза, не надейтесь, что проблемы сами «рассосутся», старайтесь найти решение сразу, как только проблема обнаружена. Каждый раз, справляясь с проблемой, вы и ваш ребенок становитесь сильнее. Помните, что главное для ребенка сейчас – научиться решать не только школьные задачки, но и задачи, которые ставит перед ним жизнь. Он учится учиться, учится строить отношения, искать информацию, помогать другим и просить о помощи, получать помощь. Верьте в своего ребенка, не нагружайте его своей тревогой. Ваше волнение, выплеснутое на ребенка, только усилит возникающие проблемы, в стрессе все негативные стороны реагирования и у детей, и у взрослых только усиливаются. Если эмоции охватывают вас, не подходите к ребенку, не прикасайтесь к нему, дайте себе остыть. В спокойном состоянии вы справитесь с любой задачей.

Проявляйте активный интерес к школьной жизни вашего ребенка, посещайте школьные мероприятия. Старайтесь не критиковать в присутствии ребенка учителей, школьные правила и других учеников. Вы можете вызвать у ребенка этим серьезные затруднения адаптации к школе – детям очень некомфортно в ситуации двойных стандартов. Ваш ребенок будет чувствовать себя неловко. Также помните, что детям намного труднее, чем взрослым, переносить ситуацию «белой вороны», на этапе вхождения в школьную жизнь ребенку важно чувствовать себя не хуже других. Помогайте ему, помогите иметь школьные принадлежности, одежду, обувь, аксессуары, не очень отличающиеся от других, помогите не опаздывать и вообще следовать правилам класса. Замечания учителя вызывают негативное внимание одноклассников и не способствуют популярности у сверстников.

Не посвящайте все время взаимодействия со своим ребенком только школьным делам. Отслеживайте, чтобы хотя бы раз в неделю, а по возможности и чаще, вы общались с ребенком, не поучая его, не расспрашивая об учебе и одноклассниках, а доброжелательно выслушивая все, что ребенок хочет вам рассказать, интересуясь его жизнью, стараясь, чтобы ему было приятно с вами. Тогда вашему первокласснику будет легче сохранять чувство, что вы его любите, даже когда что-то не получается.

Будьте терпеливы, верьте в своего ребенка, и ваш первоклассник сделает первые шаги по длинной дороге школьной жизни. Дайте ребенку возможность на старте научиться справляться с задачами самому, и с каждым месяцем и годом ребенок будет увереннее и успешней. Пусть ваш утенок вырастет лебедем!

 

 

 

Педагог-психолог ССОШ №1 Шаркова О.А.